alexandrmen.ru (alexandermen.ru)
Протоиерей Александр МЕНЬ
Ответ на вопрос о социальной активности христианина
Фонограмма

Вопрос:
Я хотел бы вот какой Вам вопрос задать: сейчас мы многое говорим и Церковь тоже говорит о том, что нужна социально активная личность как гарант против повторения всех наших прошлых злодеяний. И в то же время Церковь проповедует до сих пор и смирение, и нищету духа (Вы говорили о богатстве, о величии духа), и проповедует долготерпение, и то, что скорбями великими войдем мы в Царство Небесное. Вот нет ли здесь противоречия и нет ли какой-то вины этого учения за то, что русским народом правили самые страшные тираны, которые были на свете? Ведь и в 30-ые годы верующие все-таки составляли большинство. Я не хочу проводить параллель между нищим духом, между кротким, смиренным и христианином. Бывают случаи и совсем другого рода. Но если человек не приемлет этих идей, то это вовсе не заслуга христианской морали. Вот нет ли вины христианской морали за все эти злодеяния и нет ли здесь такого противоречия, которое может помешать утвердиться тому новому, что сейчас происходит, в том числе и в пользу Церкви?

Ответ.
Так, я понял Ваш вопрос. Безусловно, в том, что вы говорите, есть определенная доля исторической истины. Но в данном случае происходило извращение главного: Христос никогда не учит нас вот такому пассивному отношению к действительности. Вы знаете прекрасно, как Он обличал власть имущих, как Он говорил по отношению к книжникам и фарисеям, которые были тогда политической верхушкой, как Он действовал, когда нашел торгующих в храме. Точно так же поступали Его апостолы. Никогда христианское смирение, т.е. скромность, она никогда не превращалась вот там, где это было действительно подлинное смирение, в какое-то низкопоклонство, лукавство и склонность к компромиссу. Безусловно, словом «смирение» отвратительным образом злоупотребляли, превращали его в форму мягкого такого холопства. Но это было отступление. Вся история христианских святых показывает нам, что они исключительно твердо стояли на своих принципах и были социально активными личностями. И если мы возьмем от древности до наших дней, от апостола Павла, до современных, скажем, борцов Сопротивления, до матери Марии, до пастора Шнайдера*, пастора Бонхоффера или других подобных борцов, он исходили строго из христианства, он исповедовали активную творческую христианскую мораль.

Теперь о нищете духа. Это выражение в Евангелии очень специфичное и его не следует понимать в нашем обычном расхожем смысле, что речь идет о какой-то глупости, убогости. За это часто прячутся люди с комплексом неполноценности, которые говорят: «Ну так вот всем надо», но Евангелие и Нагорная проповедь, наоборот, исцеляет от этого комплекса, оно говори то ценности личности. Надо в это вдуматься и на самом деле, как говорил один мудрец, чем выше учение, тем труднее к нему приблизиться и его осуществить. Эта евангельская мораль - она мораль, можно сказать, будущего, потому что она осуществляется постепенно и люди иногда готовы сделать из нее удобную теплую колыбельку, лежанку на печке, но Евангелие подставляет человека всем ветрам, и если мы смотрим на Христа, то мы видим человека и Богочеловека, идущего по водам навстречу буре. Что такое «нищий духом»? Это синоним человека, свободного от гордыни, от превозношения, от ложного самоутверждения. Что такое нищий вообще? Это тот, кто сознает, что он должен просить денег и кусок хлеба. «Нищий духом» - это тот человек, который понимает, который жаждет духовных даров и богатства этого. Он жаждет его потому, что у него нет, он сознает. А тот, кто думает, что он уже все это имеет сам лично, тот, к сожалению, может быть обречен на самодовольство. А самодовольство – это болото, это остановка.

Безусловно, вы оба правы, что в истории не раз получалось, что христианское как бы непротивление получалось удобной мишенью для тирании. Да, безусловно. Но это было искажение, это было извращение. В конце III века, когда христианство еще не было признанной религией, император Диоклетиан приказал всем принести жертву его изображению. Портреты были, скажем, это был тогдашний культ личности. Надо было бросить несколько зерен ладана на алтарь перед лицом императора. И вот тысячи людей, мужчин, женщин и даже детей и подростков отказались это сделать. И началась кровавая бойня, происходили такие вещи, которых история не знала. Потому что, когда один губернатор (это достоверный факт) объявил об этом деле, то целая демонстрация христиан явилась и сказала: «Мы отказываемся». Он говорит: «У вас что, нет веревки или пропастей, что вы не можете удавиться или броситься в пропасть? Что вы ко мне пришли? Вы понимаете, чем это все кончается?» Они стояли, они устояли. В конце концов, император Диоклетиан вынужден был прекратить эти гонения.

Если бы здесь были только покорные и только слабые, то не было бы таких героев духа, которых имеет Церковь. Не было бы борцов. В конце концов, обвинение митрополит Филипп бросил Ивану Грозному. Конечно, очень печально и горько, что он был один. Но такие люди нечасто встречаются, и он не был представителем светского гуманизма. Митрополит Филипп вырос в монастыре, он, можно сказать, впитал в себя идеологию послушания, дисциплины, собранности, но там, где потребовал от него долг, он стоял как камень, пока Иван Грозный его не осудил, не бросил в тюрьму и там не задушил.

Значит, не так все было просто, несмотря на то, что, к сожалению, действительно случалось не раз, когда люди готовы были приспособить Евангелие к своим меркам. И в этом-то и заключалась наша главная ошибка – чтобы не дорастать до него, а принизить, сделать из него какую-то жиденькую розовую водичку и приспособить его к тем потребностям, которые соответствуют нашему уровню. Если вы говорите о будущем развитии общества, то конечно, надо сделать, безусловно, выбор, потому что и в нашей среде есть те, которые хотят остановить все, которые хотят спрятаться куда-то в норку и там сидеть спокойно.

«Блажен, кто верует, - тепло ему на свете!» - вы знаете все слова Грибоедова. Но Христос пришел не для того, чтобы обогревать кого-то, это совсем не печка, а Он пришел принести огонь на землю. Он сказал: «Я принес огонь на землю и желаю, чтобы он разгорелся». Так вот, когда этот огонь угасает, тогда и получается такое псевдосмирение, псевдопослушание, псевдокротость, а на самом деле это открытые ворота для каждого наглого преступления, для каждого унижения человеческого достоинства. Об этом можно было бы говорить много еще. Но суть я вам сказал: что есть и то, и другое, и мы хотим развивать то.

Вы живы еще? (Смех в зале)


----------------------------

* Евангелистский пастор Пауль Шнайдер не принял Гитлера и его идеологию, за что был отправлен в лагерь Бухенвальд, и замучен там в 1939 году. Дом Пауля Шнайдера сохранился в Вевельсбурге. Теперь в нем размещается местная евангелистская церковь, перед ней установлен памятник несгибаемому пастору.