Пять вопросов к отцу Александру и его ответы.
(Из «Практического руководства к молитве» Рига 1991 (Н.Большакова) )
Эти вопросы возникли в процессе чтения Евангелия
с последующим обсуждением с моими сестрами по приходу в 1983 году, весной.
Я задала их отцу Александру в письменном виде, как было принято между нами.
Обычно он отвечал очень коротко, несколькими фразами, - устно или отпечатанными
на машинке. Но на этот раз вручил мне кассету: «Я решил наговорить ответ...»
Весь нижеследующий текст, включая сами вопросы,
- запись с магнитофонной ленты. Это было в июне 1983 года.
Вопрос первый
Как понимать Церковь как тело Христово и
Христа - как Главу Ее (См. Еф 1:22, 23; Кол 1:18)?
С внешней точки зрения, Церковь есть сообщество
людей. Для того чтобы понять ее природу, часто прибегают к аналогиям, взятым
из социальной жизни. Поэтому Церковь иногда воспринимают как союз людей,
группу людей, иерархическую структуру; указывают на правовые нормы, которые
связывают Церковь в единство. Что же такое Церковь? Вот, апостол Павел
прибегает - ну, как бы сказать, к биологическому сравнению: он называет
ее телом или, как бы мы сказали, организмом.
Это очень важное определение, которое, хотя
является метафорическим, но приводит нас к самой тайне истинной Церкви.
Человек может видеть в Церкви чисто внешнее: обряды, иерархию, сложную
противоречивую историю ... Апостол же указывает нам на сущность ее - она
есть некое органическое единство, таинственно мистически связанное с самим
Христом. Эта вот та реальная Церковь, которая находится под покровом превходящих
временных исторических явлений. Это та Церковь которую Христос основал.
Это - ее душа... Органическое тело, органическое единство.
Высшей целью мироздания является то состояние
его, когда все будет пребывать во всем, и Бог - во всем. Наш мир есть мир
разделения. Человеческий род являет собой картину страшного разделения
и распада. Тот идеал, который нам начертывает грядущее, христианская эсхатология,
-это идеал единства. И он не просто отвлеченный идеал, а нечто реально
посеянное в этом мире, вырастающее как растение из зерна, и посеяно вот
это будущее единство. Церковь Христова - живой единый организм, подобный
виноградной лозе, по слову Спасителя. Кроме того понятия тела, организма
указывает нам на многообразие ее проявлений и на неоднородность ее целого.
Апостол Павел специально подчеркивает, что в Церкви, как в теле, есть различные
органы, имеющие различные функции: что все призвания в Церкви имеют свое
значение, как в теле имеет значение каждый орган. Это, как выражались православные
богословы, - соборность, некое духовное единство, единство не такое, которое
нивелирует все различия, которое образует такую безликую массу, - наоборот,
единство, которое оставляет неповторимым каждую личность и каждое отдельное
призвание. Вот почему апостол называет ее телом.
В отличии от общества людей, где «каждый за
себя, один Бог - за всех», и в отличии от такого общества людей, где все
на одно лицо, здесь есть единство, которое бережно хранит отдельные части
свои. Каждая овца имеет ценность в очах Божиих.
Глава - Христос. Тут совершенно ясная аналогия.
Дело в том, что в организме голова является средоточением как бы управления;
средоточием не только жизни, но и мысли, но и духа, носителем высшей функции
организма. Так вот, Христос является именно таким центром вот этого сообщества,
но не просто сообщества людей, но людей, которые теснейшим образом, в органическом
единстве связаны с Христом. Понятие о Церкви как теле Христовом есть понятие
ее Христоцентричности, ее собранности вокруг Христа и не только собранности
вокруг, но и живейшей связи. Это связь всего целого с Ним и каждого в отдельности.
Это, конечно, отводит, отстраняет на задний план все юридические представления,
все социальные, несоциоморфные аспекты Церкви. Когда говорят о Церкви как
о иерархии, это значит, игнорируют понятие о мистическом теле Христовом.
И еще одно: Христос - Спаситель захотел, чтобы в жизни Его верных продолжалась
Его земная жизнь, чтобы мы были Его глазами, Его руками; чтобы в нас Он
воплощался. Это очень важный момент.
«Не я живу, но живет во мне Христос», - говорит
апостол. Это значит, что в Церкви в общине верных, Христос живет. Не просто
живет как идея, а живет как Сила, как Дух, и тем самым Он превращает эту
общину в Свой инструмент, Свое тело.
Вопрос второй
Как Вы понимаете воскресение и вознесение
Христа?
Воскресение Христово есть победа над смертью
в принципе. Первый человек, - а Христос был по естеству Своему и совершенным
Человеком, - первый Человек, Первенец из Мертвых (Кол 1:18), побеждает
смерть, воскрешается Богом... воскрешается жизнь, предваряя тем самым грядущее
воскресение. В тайне Своего воскресения Христос создал Церковь. Если бы
Христос не воскрес, то не было бы и Церкви, Вы все знаете, какое было состояние
учеников, насколько мало было посеянное зерно, насколько трудно было предположить,
что из этого маленького зачатка что - то разовьется. И именно тайна Воскресения,
и именно явление живого Христа людям после распятия, людям отчаявшимся,
потерявшим веру, совершило переворот среди учеников и положило основание
для будущего. Очень важно подчеркнуть, что апостол Павел, перечисляя явления
Воскресшего, ставит в один ряд с ними и видение ему у порога Дамаска. А
мы могли бы продолжить, что каждое открытие человеком Христа есть продолжение
явлений Воскресшего. Пусть в разных формах, но тем не менее он продолжал
являться, Его воскресение означает, что Он остался на земле, что он здесь
с нами, что Он живой, не что его наследие - Его мысли, Его идеи, - а Он
Сам остался с нами . Он воскрес для того, чтобы быть в человеческом роде
и являться, как Он являлся Павлу, каждому из нас, если мы захотим Его воспринять,
а иногда является тем, кто не хочет Его воспринять, но Бог видит глубину
каждой души, и знает кого пробудить от сна.
Что касается вознесения, то оно может пониматься
и как последнее зримое явление Христа, но может пониматься и более глубоко.
В «Символе веры» мы читаем, что Господь вознесся
и воссел одесную Отца, т.е. пребывает там где Бог. Тем самым можно сказать,
что Он пребывает повсюду, что с момента вознесения Он перестал пребывать
только в одном, локализованном месте, а что Он как бы воплотился во всей
Вселенной. Боговоплощение является вторым великим актом после сотворения
мира. Боговоплощение есть искупление, т.е. приобщение человека к божественному;
и не только человека но и, в конце концов, всей Вселенной, всего лона,
в котором действует Господь - Творец...
Вопрос третий
Почему «Дверь» одна, и «никто не может придти
к Отцу, как только через Меня ?» (Ин 10:7,9 и Ин 14:6)
Потому что все догадки о Боге, чувства Бога,
мистический опыт людей - это всегда главным образом человеческое - и то,
что человек может узнать о Боге, как он может к Нему приблизиться. Между
тем, то, что Бог дает нам, - Сам, - дано во Христе. Он есть максимальное
приближение Божественного к человеку. Для того, чтобы постичь Бога, человек
должен перестать быть человеком. А для того, чтобы постичь Богочеловека,
мы можем оставаться людьми. Для этого Он и стал одним из нас, чтобы наступил
момент диалога. И нет другого через которого можно было бы придти. Поэтому
Он есть «дверь» в Вечность. Разумеется, всякая религиозная мысль, всякое
религиозное чувство в той или иной мере приближает человека к Богу. Но
глубочайшее и единственное приближение - через Христа. Вы можете спросить:
а как же быть с людьми, которые Христа не знают? Виноваты ли они в этом?
Есть тайна, мы можем думать, что Христос действует и среди этих людей...
анонимно. Они могут не знать Его имени, но каким-то мистическим образом
Он может приходить к ним. Потому что в глубине только Он и остается настоящей
подлинной дверью. Все это человеческое - религии, законы, обряды; все это
может быть прекрасным. Религия может быть очень высокой, а может быть страшной
и дурной. Но Христос предлагает нам иное: предлагает Самого Себя - не религию
как систему предписаний, а опыт общения с Ним, который приводит к самому
Богу. Он есть Дверь...
Тут много сказано, что «многие придут от Востока
и Запада и возлягут на лоне Авраамовом» ( Ср. Мф. 8:11 и Лк 16:22)... Речь
идет о язычниках, которые обратятся ко Христу. Это выражение, связанное
с мессианскими представлениями Ветхого Завета ... Когда говорилось о Царствии
Божием, в которое придут люди всех концов земли...
Вопрос четвертый
Почему должен придти соблазн ! (Мф 18:7;
Лк 17:1)
В условиях нашего мира, в условиях мира, где совершается непрестанная борьба между светом и тьмой, между правдой и ложью, между жизнью и смертью, - верным нет основания думать, что они будут поставлены в какие-то исключительные условия. Господь никогда этого не обещал. Он говорил о том, что искушения обязательно постигнут нас. Даже Он сам был подвергнут искушениям. В соблазнах испытывается бескорыстная вера человека. Когда древний Израиль был освобожден из Египта, прежде чем придти в Землю Обетованную, он должен был пройти по пустыне. И там было много соблазнов: соблазн войны, соблазн ропота, соблазн отчаяния ... Но человек должен через все это пройти, для того чтобы быть достойным Земли Обетованной...
Вопрос пятый
Самый трудный вопрос: «Почему человек подвластен греху, даже когда сопротивляется ему, не хочет его творить ни словом, ни мыслью ? В чем его механизм ?»
Вопрос этот труден потому, что мы не до конца
знаем вот эту структуру человека, то, что здесь названо механизмом. Преображение
человека дается ему нелегко. В нашей крови, в нашей природе находится вот
та дисгармоничность, которая порождает грех. И она настолько массивна,
настолько подавляющая, что сила добра часто оказывается на поверхности,
не успевая пустить корни глубоко внутрь. И одним из выводов апостола Павла
было то, что человек не способен сопротивляться греху. «Бедный я человек!
Кто избавит меня от этого тела смерти?» - говорит он, - «Два человека живут
во мне ...»( Рим 7:24 Ср. Рим 7:22, 23 и Гал. 5:17) Два человека
... один - новорожденный, подлинный, духовный, а другой - ветхий, уходящий
корнями в бесчисленное количество поколений...
Все, что совершается в мире, есть борьба Логоса
с Хаосом, борьба Света, гармонии Божией, с темнотой. А в человеческой природе
это есть борьба нового Адама с ветхим. И в этой борьбе человек не одинок:
Господь его не оставляет. «С терпением будем проходить наш путь, - говорит
апостол, - взирая на Наставника и Свершителя веры Иисуса.» (Евр 12:2,1)
Он вошел в этот мир, где были искушения, страдания и смерть. Все это принял,
через все прошел, для того, чтобы остаться с нами. И, вверившись Ему, мы
получаем прощение. У каждого человека это может протекать по-своему. Есть
люди, которые во многом победили грех, но безгрешным не стал никто. Именно
поэтому мы все нуждаемся в прощении. Ложно то представление, которое выразил
фарисей, считавший, что он уже сделал все для того чтобы стать святым,
и только ждал, чтоб Бог воздал ему по заслугам. Но мы говорим : «Помилуй!»
«Помилуй!», потому что мы нуждаемся в прощении. ...Прощение - это есть
выражение любви Божией. Фактически, это величайшее счастье и радость,
что мы - существа несовершенные, как бы недоразвившиеся существа,
не в силу своей природы, а в силу данной нам благодати, можем, тем не менее,
находясь во грехе, надеяться, что Господь нас вырвет из этих клещей. А
жизнь есть борьба. Это старая истина. Борьба с грехом - составная часть
жизни христианина. Но он никогда не должен думать, что он способен полностью
все одолеть. Нам всегда следует помнить, насколько мы еще несовершенны.
Но это не есть повод к унынию. Есть Тот, Кто пришел в тленный мир, чтобы
нас тут не оставить, чтобы в конце концов нас привести к свету.