alexandrmen.ru (alexandermen.ru)

Ответ на письмо Сони Руковой 6 июня 1989 г.
Фонограмма

Итак, дорогая Соня, я прочёл Ваше письмо. Но попытаюсь Вам ответить, хотя можно было проще, наверное, написать на бумаге. Но должен Вам сказать, что вот ощущение, что меня как будто бы стало меньше, что связь теряется, совершенно не связано с новыми временами - это проблема чисто внутренняя. Я всегда был достаточно связан с людьми. Просто, если раньше их собиралось тридцать человек, а сейчас триста, но по времени это занимает почти столько же. Вы уже забыли, как часто мне приходилось ездить в Москву, то к одним, то к другим, то к третьим. Вот, а теперь наоборот, теперь мы имеем возможность и вместе, и поодиночке общаться здесь. Ну, это уже, так сказать, общее для всех, такое ложное впечатление. Я думаю, что то, что нам Бог даёт, Он даёт неслучайно и было бы неправильно не использовать те возможности, которые нам предоставлены.

Вот, а теперь в отношении того, что Вы называете своим духовным застоем. Причина тут всегда одна - необходим постоянный поиск каких-то новых путей, новых открытий, новых «подвигов», ну в кавычках конечно «подвигов». Ну двинуться, двинуться с места! Потому что, если мы этого не делаем, то мы начинаем стоять, а стояние означает откат назад. Ведь мы на самом деле лишь на самой кромочке находимся той духовной красоты, которую нам даёт встреча с Господом. Вот эта встреча она чудесна, она постоянна, она должна быть всюду и всегда. И в этом необходимо некое развитие, как есть развитие в отношениях. Конечно, Вам иногда кажется, что вот Ваша немощь побеждает Вашу духовность. На самом деле это верно для всех для нас. Идёт у нас постоянная война между душевностью и духовностью. Душевность полна страхов, немощи, саможаления. Я не имею в виду душу. Душа – вещь Богозданная и драгоценная и переживания все они имеют значение. Мы не должны быть, как сухие ветви. Человек духовный – это не значит человек, потерявший всё эмоциональное в своей жизни. Но под душевностью подразумевается нечто иное, когда вот эти эмоциональные вещи, страсти, как они побеждают нашу духовность. Скажем, страх становится сильнее, уныние становится сильнее, и хотя мы умом знаем, а ум то связан с духовностью довольно прочно, умом знаем, что всё благословенно и прекрасно, а душа от неустроенной и беспокойной жизни начинает унывать. Но выход здесь только один. Только один. Постоянно возгревать в себе веру и надежду. Постоянно. Потому что, если, впрочем это кажется трудным, подумайте о том, насколько незначительно и мало всё, на что мы, как бы бессознательно уповаем. Всё это проходит, всё это пролетает. Любовь, которая остаётся, вечна. Надежда, вера. Всё это наше живое и должно в нас жить. Ну, вот Вы предлагаете «сформулировать основные принципы движения ко Христу для души вообще и для моей в частности… или только молитва, предстояние, таинства, Писание… » Но разумеется, и Писание, и предстояние, и таинства - всё это есть, всё это необходимо. Но ступени эти связаны ещё и с тем, чтобы мы могли глубже проникать. Чтобы молитва была не только вот тем временем, отведённым утром или вечером. А чтобы всякое взирание на жизнь, на тварь на небо и на землю, всё было молитвенным. Чтобы все наши отношения человеческие были молитвенны, т.е. с благодарностью к Богу и с ощущением, что это Он даёт, и с покаянием, и с радостью, и с благодарностью. Разумеется, духовные упражнения здесь очень важны, но они только средство, а цель – это ходить перед Богом, так говорили в древности. Конечно, мы ходим плохо, спотыкаемся, мы немощны, но надо только успеть поблагодарить Его за одно, и за другое и за третье, и за всё.

Что касается развития таких приходских секторов, небольших групп верующих, то какие бы не были организационные перемены к лучшему, они не дадут самого главного, они не дадут того огонька, который всё и движет на самом деле. Надо понять, что это не наше изобретение и не наша прихоть, а что это действительно воля Божия: где двое или трое собраны во имя Моё, Я там среди них. Причём здесь для ведущего важна очень большая гибкость и тонкость, прислушиваться к тому, что людям нужно, подсказать вовремя, направить, не давить, но и не «опускать полностью вожжи». В отношении предложения епископа Василия, чтобы посвящать какому-то святому - это конечно можно, эта мысль хорошая, идея неплохая, но это такой внешний способ как бы укрепления. Скажем, кто-то берёт своим покровителем святого Сергия, кто-то берёт своим покровителем другого святого. Но.… Вообще это ввести, так сказать, можно, я об этом подумаю. Но это не может решить этого самого главного - настроения.

Ну, и, наконец, то, что Вы говорите насчёт клироса. Я Вам скажу вот так от души откровенно: я настолько всегда чувствую во всех подробностях и деталях жизни, что промысел действует, что считаю необходимым нам отзываться на это. Вы ничего не придумали. Вот так получилось - Он Вас поставил, и это было очень нужно, это было важно. Когда нужно будет другое, Господь Сам всё даст. И пошлёт нам человека, который будет Вас подменять и всё будет…, всё самым неожиданным образом разрешится. Чем больше Вы будете в это верить и надеяться, то тем больше всё будет. Ведь наше отношение, оно играет большую роль, ведь вера твоя спасла тебя. Если мы открыты к промыслу, к действиям Божиим, то промысел более действует энергично в нас, а когда мы поворачиваемся спиной, только рассчитываем только на себя, то и промысел как-то покидает нас. Господь сам видит Ваши трудности физические и моральные. Я думаю, что Он Сам всё разрешит, просто немного надо терпения. А Вы не думайте, что Вы пользуетесь там чей-то помощью и что это плохо. Нет. Всё должно быть взаимно. Вы помогаете людям на общениях, на клиросе, в контактах, в личной внутренней жизни, и люди Вам помогают. Это всё должно быть многосторонне, чтобы был такой внутренний, ну как бы «обмен веществ». Вы даёте и получаете. Получать тоже важно, чтобы было, как вдох и выдох. И пускай вас это не беспокоит. Когда будет нужно, разумеется, там, есть моменты, когда людям что-то трудно, здесь Вы должны сами иметь чувство другого человека и просто понять его ситуацию: возможно-невозможно, удобно-неудобно. И у нас есть разные люди, разные у них есть моменты. Ну, в общем, на клиросе надо будет пока потерпеть, а там мы посмотрим. Общение нам надо будет с сентября как-то всё упорядочить более строго и продумать. Ну, а в третьем моменте, о котором Вы говорите, здесь только сердце должно подсказать, когда, что. Это уж дело такое. Но вообще, в трудные минуты, когда даже не понимаешь, почему и как всё происходит, одна только мысль благодарности Христу Спасителю за всё. За то, что Он нам дал: за жизнь, в которую Он нас погрузил; за ошибки, которыми Он нас же учит; за те испытания, которыми Он нас ставит перед действительностью. За всё то, что есть, благодарение и благодарение остаётся. А главное, плод здесь должен быть мир, просветлённость, спокойствие, уверенность. Как у апостола, он говорит любовь, мир, радость, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Конечно, плодов у нас очень мало, но это вовсе не повод к унынию, а блаженны ведь нищие духом. Блаженны. Вот нищие духом и должны Господа просить, чтобы Он послал Своего Духа, послал к нам в сердце, в дом, в наши отношения взаимные, в нашу молитву во всю. Как всё трудно часто и как видишь свою человеческую немощь, но когда это сопоставляешь с волей Божией, то видишь, что Ты еси Бог творяй чудеса. Из немощных сосудов Он делает то, что надо. Ищите и стучите, и Господь Вам всё даст и всё откроет.