www.alexandrmen.ru (www.alexandermen.ru)

Протоиерей Владимир Архипов
(с. Новая Деревня, Московская область)

Жизненный путь отца Александра Меня


 

По плодам их узнаете их,
Собирают ли с терновника виноград.
Или с репейника смоквы?
Не может дерево доброе приносить плоды худые,
Ни дерево худое приносить плоды добрые.
(Мф. 7, 16-18)

Большинство людей на земле хотели бы для себя и для своих детей счастливой жизни. Каждый рассуждает и мечтает о счастье по-своему, но лишь немногие достигают его, немногие могут назвать себя счастливыми, и уж совсем единицы способны научить истинному счастью. Но когда мы встречаем человека, на котором лежит печать неподдельного счастья, мира и внутренней красоты, невольно возникает ощущение, что ему открыта Истина с большой буквы. Она непреодолимо влечет к человеку, вызывая желание узнать его как можно ближе и научиться от него мудрым законам жизни. Для этого нет лучшего пути, чем быть с ним рядом, слышать и видеть его, общаться и работать с ним, любить его. Но очень редко мы можем разглядеть величие человека при его жизни, даже если он жил на одной улице с нами. Пока человек существует, современникам трудно оценить его величие и понять, кто рядом с ними. Смерть и время изменяют масштаб всего происходящего. Умершее семя начинает приносить плод. Если только после смерти человек привлек ваше внимание своей жизнью, то лучший способ узнать его и научиться чему-либо на его примере — это личное и обязательно честное изучение того, что он успел сделать за свою жизнь.

Строитель может успеть построить дом, в котором либо живут, либо мучаются; городской глава может благоустроить город либо привести его к запустению; изготовитель автомобилей может заслужить от водителя слова проклятия либо благодарности.

Дело священника — свидетельствовать своими жизнью и словом о Божьей Истине, о любви к Богу и к людям, о спасении через Иисуса Христа. Поэтому, чтобы правильно понять священника, нужно научиться отличать: истину от фальши, дух свободы от буквы закона, любовь от поучений о любви, служение божьей правде от угождения человеку. Священник служит Богу, Церкви и людям, он — проводник к спасению, поэтому так важно, кого верующий избирает себе в проводники. Понять, каков был или есть священник, каждый человек может только сам, стремясь при этом к правде и к Богу, а не идя на поводу чужого мнения. Истина открывается тому, кто ее честно ищет, кто открыт ей всей широтой своего сердца. И тогда сам Бог открывается нам через обстоятельства жизни, через природу и уж тем более через людей. Если же искать истину «по своей мерке», в соответствии со своими партийными интересами, для оправдания национальных или идеологических амбиций, то сердце человека заполнится не Богом-Истиной, а идолом его собственного горделивого «Я».

Летом 1970 года в Сретенской церкви села Новая Деревня появился новый священник, которому незадолго до этого исполнилось 35 лет, — отец Александр Мень. Ранее он служил 12 лет в различных местах Подмосковья: Одинцово, Алабино, Черкизово. Жил он к этому времени рядом с Троице-Сергиевой Лаврой в поселке Семхоз. Хотя семья его была коренная московская, судьба ее оказалась тесно связанной с родиной преподобного Сергия Радонежского. Жизнь в Загорске во время войны, духовное окормление матери и тети о. Александра у архимандрита Серафима (Батюкова), вынужденного скрываться здесь (в Загорске) от большевистских разорителей церкви; крещение Александра о. Серафимом, предвидение его судьбы и многое другое невидимыми молитвенными узами соединило семью будущего священника с преподобным Сергием.

В 35 лет отец Александр — уже опытный священник, прошедший период хрущевских гонений на Церковь, горячий и мудрый проповедник живого Божьего Слова, сложившийся религиозный писатель и неустанный духовный делатель во славу Православной Церкви. Государство преследует и запрещает почти все, что является главным в церковной жизни: проповедь об Иисусе Христе, о свободе и любви, милосердие к больным и нищим, просвещение и воспитание детей и молодежи; любое общение с людьми помимо богослужения в церковном здании. Недопустимо посещение больниц, появление на улицах в священнической одежде, посещение домов и квартир, и даже могил на кладбище. Государство приветствовало выполнение священниками обрядов для народа (отпевания, освящения воды и плодов земли, молебна как видов ритуальных услуг) в ограде церкви.

Для отца Александра христианство было самой жизнью, основным ее стержнем и целью. Наиболее важными в христианстве он считал личность самого Иисуса Христа и личную встречу человека с Ним. Главной задачей отца Александра было стремление открыть путь к Богу, показать Его красоту и любовь как можно большему количеству людей, вернуть их к полноценной жизни из путаницы понятий и бесконечных хитросплетений проблем. Он видел свое призвание в том, чтобы помочь людям открыть в их жизни Радостную Весть — Евангелие — и вручить им ключи к Царству Божьему, которое находится внутри нас. Отец Александр осознавал, какая книжная пустыня была создана вокруг человека по самым основным вопросам, касающимся веры, церкви, религии, первых духовных шагов верующего человека. На эти темы и книги был наложен государственный запрет; церковь не могла его нарушить, и люди задыхались от отсутствия человеческого и печатного слова о самом главном — о смысле жизни. И отец Александр написал свою первую книгу — очерк евангельской истории об Иисусе Христе. Благодаря тому, что книга создана человеком, влюбленным в личность Спасителя, снабжена глубокими духовными комментариями, историческими справками, написана хорошим слогом, читатель становится соучастником событий и следует за Спасителем по дорогам Палестины. У читателя возникает привязанность к Христу, желание идти за Ним и сострадать Ему в жестоком и злом мире. Эта книга — «Сын Человеческий», — изданная в 1968 году в Брюсселе, неизменно приводила и приводит непредвзятых читателей к самому Евангелию и к церкви, подвигает их принять обдуманное решение и пройти обряд крещения.

Книга «Таинство, Слово и Образ» — это путеводитель для человека, впервые пришедшего в храм (в 1969 году она вышла под названием «Небо на земле» — тоже в Брюсселе). В ней даются первоначальные сведения о православном богослужении, о поведении в храме, о церковных праздниках. Для человека, который первый раз вступает в храм и не знает, что в нем происходит, куда ступить, что можно, что нельзя, она была прекрасным помощником. Эти книги — первый глоток живой воды для тех, кто, проходя через пустыню запретов, искал Бога.

С 1960 по 1982 гг. отец Александр пишет серию из 6-ти книг под общим названием «В поисках Пути, Истины и Жизни» — этими словами в Евангелии Христос называет Самого Себя: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Цель этого 6-томника, как говорил сам отец Александр, — дать картину духовного развития дохристианского человечества, показать, как человек прошлого искал Бога.

Первая книга, которая называется «Истоки Религии», — о природе и сути религии и веры как неизбывной потребности человека, о величии, красоте и немощи человека, о его взаимоотношениях с Богом, о христианстве, содержащем ответы на вечные вопросы человечества. Первое издание было осуществлено в Брюсселе в 1970 году под псевдонимом Эммануил Светлов. Следующая книга, «Магизм и Единобожие», издается в 1971 году там же и под тем же псевдонимом. Автор ярко описывает происхождение религии в доисторическом мире, многообразие первобытных верований, в доступной форме повествует о характере магического миросозерцания, о язычестве, дает основное представление о цивилизациях, культуре и верованиях Египта, Греции, Индии, Израиля. Более подробно он останавливается на истории израильского народа, на долю которого выпал тяжелый, но великий жребий — быть богоизбранным.

Третья книга серии, «У врат молчания», — о духовной жизни Китая и Индии первого тысячелетия до Рождества Христова. Будучи православным священником, отец Александр не считал, что имеет право пренебрежительно относиться к другим культурам и религиям. Он с большим уважением и доброжелательностью рассказывает о феномене человеческого духа и разума: о Конфуции в Китае, о Будде и Кришне в Индии. Рассказывая об истории поиска истины, нельзя не упомянуть об опыте Древней Греции, ее философии и религиозной системе. Этой теме отец Александр посвящает книгу «Дионис, Логос, Судьба». И сразу в сознании читателя занимают нужное место известные с детства мифы Древней Греции, имена великих мудрецов Пифагора, Эсхила, Сократа, Платона. Нам представлены главные точки взлета человеческого разума и религиозных воззрений: от первобытных стремлений обожествить непонятный окружающий мир до сложных философских и религиозных систем.

И вот приходит время поведать современному богоискателю о непохожем на все остальное опыте Израильского народа, в котором многие века звучит голос Единого Бога через призванных Им людей — пророков. Пятая книга носит особенно торжественное и возвышенное название — «Вестники Царствия Божия». Речь в ней идет о тех, кто возвещал людям о . воле Божьей, открытой им самим Богом. Обращения к своему народу они начинали словами «Так говорит Господь». Через своих избранников — пророков — Бог обращается к еврейскому народу с призывами, указаниями и предупреждениями о грядущих событиях истории человечества. Видно, что сердца этих особых избранников Божьих чрезвычайно близки и дороги отцу Александру, и поэтому он рассказывает о них так, будто является одним из них, разделяет их судьбу, их любовь к Богу и готовность служить Ему всемерно и до конца — в этом заключается все счастье их жизни. Амос и Осия, Исайя, Иеримия и Иезекииль, наперекор собственной немощи, предстают перед читателем как титаны духа, образцы верности Богу, попираемые людской косностью и злобой.

Отец Александр своими книгами укрепляет в читателе мысль о великом достоинстве человека, обретшего Бога. Духовные поиски наших предков побуждают нас открывать в своем сердце место для возвышенных и вечных истин. Вновь невозможно считать себя человеком, если жизнь бессмысленно тратится только на самого себя и свое «Я».

И, наконец, последняя книга шеститомника — «На пороге Нового Завета», — изданная в Брюсселе в 1979 году, охватывает период от эпохи Александра Македонского до времен Иоанна Крестителя. Снова перед нами проходит мир Ближнего Востока, Греции, Рима, Индии, Израиля. Человечество уже совсем приблизилось к тем Великим дням, когда начнут свершаться пророчества Исайи о явлении в мир Спасителя. Напряжение в мире с приближением дня, когда ангелы запоют «Слава в Вышних Богу...» возрастает, и отцу Александру удается прекрасно это передать читателю. Книга показывает логическое завершение поисков человечества пришествием в мир Сына Божия, Его жизнью, Его Крестом и Воскресением.

Помимо этого большого труда, отцом Александром создан Словарь по библеистике в шести томах (который еще ждет своего издателя) [Словарь вышел в 2002 году - Прим. ред.]. Им также подготовлено множество статей, выступлений, учебных пособий, комментариев. Но над чем бы ни трудился отец Александр, для него все было единым ансамблем, единым духовным восторгом прославления Бога.

У тех, кто не любит утруждать себя чтением, может возникнуть вопрос: а сделал ли он что-нибудь для «простого» человека, так называемого обывателя? Сделал! «Простой обыватель» любит рассуждать и мечтать о порядке и патриотизме, о непорядках в городе, о нехватке лекарств и о том, что ныне на фронте безопаснее, чем в родном городе. Так вот: сельский священник из Новой Деревни был олицетворением верности и преданности своему делу, находился на своем месте, самозабвенно любил тех, кому служил, — Бога, Церковь, каждого человека, приходящего в храм, свою Родину — Россию. Его трудолюбие и умение ценить время поражали всех, кто его знал; истинное уважение к любому человеку, а не корыстное лицеприятие, запомнилось каждому, кому довелось с ним встречаться — даже чинам из КГБ. Для всех, кто к нему приходил, отец Александр был эталоном чистой совести и справедливости, и поэтому ему доверяли очень разные люди. Для детей и молодежи он организовывал встречи, беседы, показ фильмов о самом главном — о смысле жизни, о человеке, об Истине, — и было все правдиво и живо. Он одним из первых открыл воскресную школу для местных детей; пришел со своими прихожанами в больницы к тяжелобольным детям и старикам, принес им лекарства и поддержал их.

Александр Мень начал широко проповедовать евангельские истины и повел живой и понятный разговор с погибающим от бездуховности и несвободы народом, как только появилась малейшая возможность. Его лекции и беседы проходили на заводах, в клубах, институтах, школах Москвы и Московской области. И все, кому удалось его услышать, вспоминают об этих встречах с благодарностью и светлой радостью. Его появление перед широкой аудиторией было похоже на сильный теплый дождь после многолетней засухи.

Двадцать лет каждый мог обратиться к нему в любое время для решения любых вопросов. Двадцать лет рядом с нами и для нас жила его мудрая любящая душа, готовая научить любить каждого, кто хотел пустить в свое сердце любовь. Двадцать лет этот человек своим присутствием на нашей земле являл красоту разума, любовь к жизни и человеку, достоинство и силу свободы, благородство и мужество. А самое главное — неоспоримое величие и блаженство в единственном смысле человеческого призвания — быть любящим и преданным чадом Божьим. От чего он отказался ради проповеди о спасении для нас, его земляков, ради служения Иисусу Христу? От славы и чести земной; от власти над людьми; от денег и земных благ; от служения себе многочисленными талантами — все вернул с прибылью своему творцу — Богу; от «тихого, обычного, земного» счастья для себя — Бог ему дал блаженство кротких, алчущих и жаждущих, гонимых и терпящих поношение за имя Божие.

Многие люди в России продолжают открывать для себя отца Александра, слушая в записи его проповеди, читая его книги и воспоминания. Люди России и зарубежья продолжают искать Бога. И очень многие находят Его и Православную Церковь благодаря отцу Александру — нашему земляку и современнику. На одной из последних лекций он говорил: «Отдать себя до конца — значит совершить евангельский подвиг. Только этим спасается мир». Эти слова вполне можно отнести к его собственной жизни.

  на главную страницу