alexandrmen.ru (alexandermen.ru)

Беседы с юношами
Расшифровка магнитофонной записи. На правах рабочего материала.
Пунктуация приспособлена к разговорной речи.
Текст не редактирован!

Встреча первая

...Я вас давно не видел.

Есть, конечно, как вы сами понимаете, различные стороны жизни, которые вас волнуют, - и нас также волнуют. Всех людей. Но мне хотелось бы, чтобы иногда мы могли, так сказать, с вами встретиться не в качестве какого-то урока (вы знаете, что я не люблю уроки), я вас всех знаю с малых лет, и вы знаете, что я не люблю уроков. Вот.  Я просто расскажу вам немножко о некоторых важных жизненных вещах, как мы по-христиански должны на них смотреть. Вот. Сегодня я хотел затронуть проблемы любви, секса, пола. И семьи. Но понял, когда ехал, что мы не сможем, конечно, за один раз этого всего коснуться, поэтому придется нам сегодня только это затронуть. А потом, когда у вас будет время, опять соберемся - ответить на ваши вопросы. Потому что это БЕСКОНЕЧНАЯ проблема.

Достаточно вам сказать о том, - вы все это знаете, - что вся мировая литература всегда волновалась любовью, и многие из вас уже влюблялись раз, а то и два, а то и три. Знаете, насколько это чудесное, волнующее чувство. И, значит, оно нас касается очень всех непосредственно. И разумный человек, христианин тем более, должен себе задать вопрос: собственно говоря, ЧТО это такое? Пол, любовь, секс. Потом уже семья. С семьей более понятно, хотя не проще. Вот. Но об этом мы будем говорить потом, потому что для вас проблемы семьи стоят несколько особо, потому что вы уже из своей семьи упорхнули, вы - слетки (у нас в биологии это называется слетки - это птенцы, которые оперились и вот-вот вылетят из гнезда.) Называется слетки.

У нас часто путают любовь и секс. Я бы сказал даже, что это вещи в чем-то друг другу противоположные, чуждые и враждебные. Как ни странно. Как ни странно. В чем-то они могут быть КРАЙНЕ гармоничными, а в чем-то - нет. Причина этого проста; если вы подумаете, вы легко догадаетесь. Любовь невероятно избирательна. Если ты влюблен в одного человека, то  именно на нем все и остановилось. Вот эта ЛИЧНОСТЬ  является для тебя крайне притягательной, драгоценной; ее просто присутствие, - просто присутствие - доставляет тебе радость. Секс, как чувственность - безличен. Безличен. Отсюда ясно, что эти две вещи могут совпадать, а могут и совершенно не совпадать.

Значит, секс - это есть пол, и мы должны посмотреть, откуда это взялось. И с точки зрения христианской - для чего это существует. С точки зрения биологической чисто пол служит высшим целям эволюции. Таинственным целям, потому что если брать цель простую - приспособления видов к окружающей среде, как это - по Дарвину, - то эволюция остановилась бы на корненожках - на простейших.  Потому что из всех видов живых существ простейшие - самые приспособленные и самые, так сказать, укорененные в жизни существа. Сине-зеленые водоросли, мельчайшие существа - самые простые (почти близки к вирусам) - они способны переносить необычайно сильную радиацию, способны почти в кипятке жить, и почти во льду. Казалось бы, ну, идеальный вариант... Оставалось только размножаться и населить Землю. И вся бы Земля состояла из колоний многочисленных простейших. Но очевидно, что для воспринятия такой реальности, как духовность, как Дух, простейшие были непригодны. И мне вспоминаются слова Владимира Соловьева, который говорил, что «смешно думать, что губка или гриб может рассуждать о свободе воли или стремиться к нравственному совершенству».

Чем сложнее аппарат слуховой, тем более тонко он слышит звуки. Чем сложнее зрительный аппарат, тем более объемно мы воспринимаем мир.

У ланцетника - такое маленькое существо с эту ложку величиной, меньше даже, -  у него пятнышко есть, оно воспринимает свет и темноту , - все. Вот это предок глаза - больше ничего. У человека бинокулярное зрение, дающее ему возможность видеть стереоскопически.

Так вот, чтобы воспринимать Дух, необходимо иметь очень тонкую машину, которую называют центральная нервная система. И миллиарды нейронов в голове, которые в коре головного мозга работают, как тончайшие микроскопические антенны, воспринимающие дух. Как радары воспринимают информацию, идущую из космоса или из неба просто, так эти тончайшие образования делают физическое существо (биологическое, животное),- делают его способным быть ДУХОНОСИТЕЛЕМ. Каковыми мы и являемся сейчас. При этом сохраняя полную связь с животным миром - с природой. Но для того, чтобы достигнуть такой стадии, необходима была эволюция. Необходимо было УСЛОЖНЕНИЕ. Столь неблагоприятное для простейших. Потому что, усложняясь, они стали более уязвимы. Усложняясь, они стали смертны. Кто из вас читал Апдайка «Кентавр»?  Помните, в начале учитель рассказывает про эволюцию: «Смерть - это та цена, которую мы заплатили за многоклеточность». В самом деле: простейшие никогда не умирают. Делятся себе и делятся, делятся и делятся. Удобно, экономично, технично, хорошо. И бессмертно.

Вопрос: - Вообще-то непонятно, почему многоклеточные умирают.

Потому что все то, что состоит из чего-то, оно распадается. А здесь, так сказать, законченное в себе. А это - незаконченное,  это уже колониальное существо. Вот. К тому же оно более уязвимо. И чем более усложнялась структура существа, тем более оно становилось, конечно, уязвимей. Так вот, для развития и усложнения организма нужно было много условий, о которых я сейчас говорить не буду. Но одно из этих условий – это многообразие вариаций наборов наследственного вещества. ДНК, хромосом.  И это стало более благоприятным и более возможным при наличии образования организма из двух единиц. Не деления его пополам, а из двух единиц; каждая из которых несла бы СВОЙ набор наследственного вещества. Свой набор генов. Так возникает пол - исключительно в целях эволюции. В целях усовершенствования существа, природного. Но - эта цель, все более и более усложняя душевную жизнь живых существ, усложняет и все их поведение. И сам процесс передачи наследственного вещества все более и более становится окружен рядом ОБРЯДОВ, церемоний - у животных. Половое ухаживание  - это обряд, родившийся в животном мире. Не надо вам подробности рассказывать – вы все знаете.

Вспомните - на току; как ведут себя там тетерева, глухари, - и вообще все животные.

А, может быть, это инстинкт?

Дело в том, что  это, конечно, инстинкт, но – обрядовый инстинкт, в том смысле, что он бессознательный.  На самом деле для размножения не нужно петь, танцевать и прочие проделывать штуки. Для самого этого факта.  Более того, мы уже встречаем элемент некоторой душевной контактности между половыми партнерами, между самцом и самкой. Самец относится к ней так, примерно, как самка относится к птенцам или к детенышам. Он ее, там, вылизывает, за ней  ухаживает, он как-то оберегает ее. И очень часто защищает, если есть какая-то опасность. Это что такое? Это - побочный результат усложнения организма.  Приближаясь к званию человеческому, живое существо настолько истончается, что его душевная жизнь как бы создает некие прелюдии к человеческому бытию. Но здесь мы должны остановиться. И задать свой главный вопрос: собственно, а для чего было нужно развитие Творцу? Потому, что мир - это собеседник Творца. Это его второе «Я». Бог создает себе дитя - мир. Один французский философ говорил, что Бог - великий Одинокий. Может быть, это слишком человекоподобно  сказано, но все мистики, все мудрецы говорят нам о том, что Бог создает себе собеседника, то есть того, с кем он вступает в диалог. Это - мир. А мы, люди - душа мира. Глаза и уста мира. Мы - природа, созданная Богом, которая осознала саму себя и которая является представителем правомочным от лица всего мироздания перед Богом.

Но для того, чтобы природа во главе с человеком стала двигаться к Богу, она должна получить свободу, что в ней там ни есть, заключено, прежде всего в человеке заключено. И, во-вторых, она должна вырастать в Духовное Единство. В природе есть разрушающий момент. Идущий против замысла Божия. Но есть духовное единство как великий идеал. Великий идеал. Это - Песнь Творения, всего, которое соединилось с Богом. Поэтому нам говорит Священное Писание, что Бог есть Любовь. Любовь - это то, что объемлет, соединяет, то, что радуется присутствию другого, то, что открыто для другого.  Что прозрачно для другого. Проницает. Мир распадается, когда он становится непроницаемым. Когда возникает эгоизм, эгоцентризм, отчужденность. Это - явления сатанинские. Сатана есть знак распада.  Распад есть конец всего. Это энтропийное состояние. Энергия умирает. Все умирает. А Бог соединяет все. Христос молится: «Да все едины будут. Как Ты, Отче, во мне - и Я в Тебе». Вот это единство – это есть великий христианский идеал. Космический идеал. В Апокалипсисе сказано, что «не будет у них храма, потому что сам Агнец будет их Храмом». И что удивительно здесь, что это вовсе не футурология, а это то, что мы можем переживать мгновениями уже сейчас, здесь, в этой жизни.

Поэтому для осуществления воли Божьей так важно Творцу создать нам условия для школы Любви. И школой любви становится любовь половая. Любовь полов и любовь родительская, детей и так далее и так далее. То есть та, которая начиналась с инстинкта. Начиналась она с инстинкта. Эта школа любви - она, знаете, удивительна. Я вам сейчас напомню банальную вещь. У Горького «На Дне», помните, Барон там  -  совершенно опустившийся, разложившийся тип. И потом, когда он выходит в одном месте, (он потерял свою эту девчонку), он говорит: «Ах, да она же для меня - все.» Вот в этих словах вдруг видишь, что, оказывается,  немощный человек  не умер. Он держится только на этом - на любви, которая в нем живет – по отношению к этой женщине.

Я советую вам прочесть драму Ибсена «Пер Гюнт». Это - великая вещь. Достойнейшая. Очень глубокая.  Советую прочесть ее всем.  Она в юности на меня производила очень большое впечатление. Так вот, главный герой там  в конце концов оказывается на исходе жизни перед тем, что он вообще никто, он - ничто. Он не осуществился. И там является некто Пуговичник, такая мистическая фигура, с ложкой, которой перемешивает олово, и говорит: «Давай, полезай. - Как это? - А мы, говорит, мы души вот таких вот аморфных,  мертвых, - ложкой перемешиваем и - делаем из них пуговицы». Его это страшно пугает, и он просит отсрочки. И он бежит к девушке, которую он бросил очень давно. В конце концов, она его спасает от этого Пуговичника. Потому что единственное, что в нем осталось после всех потерь его личности, - это любовь к Сольвейг.

Таким образом, половая любовь есть преддверие любви христианской. Христианская любовь - она шире, она духовна, она обнимает всех, независимо от пола, возраста. Но она может таких людей, как Барон или Пер Гюнт, которые все потеряли, она может их удержать еще на поверхности. Вот какова ее сила.
Но уж для того, чтобы противостоять разрушениям мира сего, она должна быть огромной - соединяющая Божья Сила. Подумайте. Вот был такой фильм очень давно «Хиросима - любовь моя», где происходит романтическая история на фоне событий Хиросимы. Как ядерная энергия, для того, чтобы держать в единстве мироздание, должна быть колоссальна, (вот когда ее высвобождают, она может разрушать все вокруг, - такая сильная энергия), так энергия любви - она должна быть огромной. Вот почему живопись, поэзия, музыка и вообще человеческая жизнь – она так густо замешана на любви.

Я беседовал в разных частях света, с разными людьми. И вот у некоторых ничего не было светлого в жизни. Серая, однообразная, нудная жизнь, только любовь светила им как огонек. Это то, что Бог дал нам, жестоковыйным и жестокосердным как школу любви: УМЕНИЕ нежно относиться к человеку. Умение восхищаться человеком, умение радоваться и давать радость, дарить радость, умение отдавать себя человеку и так далее

Любой медик, физиолог, психолог может разложить по полочкам все элементы любви, и, казалось бы, загубить ее таким анализом.  Но ничего не получается. Все разбомбили, все разобрали, все проанализировали. А она себе живет. Конечно, она несет от такого нападения большие уроны, но она выправляется каждый раз, потому что любовь - от Бога, а все эти вещи - от человека.

Но тут мы вступаем на такую скользкую дорогу: любви полов помогает секс. Секс является как бы механизмом природы, который побуждает, очень сильно притягивает существа к размножению и, естественно, инстинктивно. Но ведь никто из живых существ не может понимать, что его долг - это отложить, там, яички, хотя таковое долгом является, - с точки зрения вида. И устраивается таким образом, что непреодолимое сильнейшее влечение побуждает живых существ это совершать. Но, кстати, вы знаете, у осьминогов есть такая железа, которая убивает потом самку. После того, что она свой долг выполняет, она совершает как бы самоубийство, потому что ее функция выполнена. Я поэтому подчеркнул с самого начала, что секс безличен, он - стихиен. Это ощущение чувственного удовольствия, очень сильного, правда, короткого, которое живое существо может испытывать,  в сущности,  вне зависимости от того, кто является его поощрителем.  Кстати, проституция бы не существовала как институт, если бы это было не так. Понимаете? Люди же приходили в эти дома, где жили блудницы испокон века. Не потому что они их любили, - тут любовью и не пахнет – какая там была любовь! А там был секс. И также эти девицы, когда они принимали своих этих посетителей, они их тоже не любили. Не лю-би-ли. А иногда и ненавидели. Секс жил сам по себе.

И вот в этом расколе между любовью и сексом для человека есть ужасное роковое последствие, потому что человек уже не должен так существовать. У него должно соединиться все вместе, понимаете?  Человек должен быть организмом, цельным, в котором любовь, секс и долг, чувство нравственной ответственности, - они неотделимы. Я не случайно сказал: долг и нравственная ответственность. Потому что если ты любишь человека и тебе приятно в его присутствии, тебе приятны какие-то его знаки нежности, ласки и так далее, - и это все, и ты хочешь получать от этого только приятность, - я не говорю там: чувство удовольствия - просто приятность, и только, - то любви еще нет. А есть ее какая-то прелюдия. Любовь - настолько бывает сильна, что я знал людей, которые лишали себя любимого человека, потому что ему будет так лучше, на основании того, что они слишком любили этого человека, чтобы как-то рискнуть испортить его жизнь и прочее... То есть она стоит выше эгоизма, выше эгоцентризма; она обязательно должна быть чем-то отдающим и чем-то таким жертвующим даже. Поэтому здесь чувство ответственности.  На этом основании она культивируется. Влюбленность культивировать не надо. Влюбленность приходит: посмотрел, понравилось, пш-ш-ш – все, вот ты и влюбился, вот у тебя температура поднялась, завтра ты бродишь сам не свой, вот, стихи пишешь, - все прекрасно. Вот. Но это как пришло, так и уйдет. Как грипп. А вот любовь так не уходит. Ее вытравить очень тяжело. Она, понимаете, необычайным сильнейшим магнитом манит человека к человеку. И вот тут—то... Вот, Костя как музыкант, должен меня понять. Здесь должен вступить целый оркестр, здесь все идет: ответственность, быт, труд, радость, совместное горе. Для любви, как и для дружбы, надо съесть пуд соли. Поэтому отец Александр Ельчанинов покойный говорил, что настоящая любовь может возникнуть только в браке. Я думаю, что он прав. Настоящая любовь. Владыка Антоний говорил мне, что вот любовь бывает, когда люди вдвоем могут молчать. Когда они сидят и только разговаривают, это значит, еще нет внутреннего общения. Без слов. Значит, это надо культивировать. Культивировать самыми разными путями. Об этом, я думаю, мы поговорим отдельно: как это. Но только помните: любовь не дается просто так. Просто так приходит только преходящая влюбленность. Первые вспышки влюбленности часто бывают настолько эгоцентричными, что человек абсолютно не видит своего объекта. Просто не видит. Он влюбляется в придорожный столб. То есть он влюбляется в отражение своей любви. Вот почему первая любовь часто бывает несчастной. Потому что она идет как вихрь, что-то там дует и ... Но это, как говорится, первые раскаты грома.  Многие люди приходят ко мне и говорят: «А я ведь никогда не пережила настоящей любви». Мне ужасно жалко таких людей, потому что это действительно обворованные. Юноша, который уже приближается к тридцати годам и который не пережил этого чувства, кажется мне инвалидом. Но... это даже является каким-то грозным симптомом того, что в душевной жизни что-то неблагополучно, что человек либо слишком любит самого себя  и поэтому он не может полюбить никого другого, - все-таки это ведь форма открытости и общения - эта переориентация на другого. Либо у него что-то не в порядке вообще в душе. Если говорить о глубинной, мистической духовной сущности настоящей любви, то я бы сформулировал, как Владимир Соловьев. Он говорил так (я не помню точно), что для каждого из нас инстинктивно наше «Я» является абсолютной точкой. Пуп земли. Но сознаем мы это или не сознаем, нам все равно: мы пляшем все время от этой печки. Любовь впервые выводит нас из этой изоляции и открывает нам второе «Я» - alter ego, которое для нас обладает такой же значимостью и такой же ценностью, как и наше собственное.  Ну а – это я уже добавляю дальше – христианская любовь создает таких точек очень много. Можно создавать их бесконечное количество. Потому что потенциал христианской любви огромен - он больше, чем потенциал любви половой. Как поется в оперетте: «Можно много раз влюбляться, можно только раз любить». Но. Но любить можно несколько раз. Несколько. Я знаю много примеров, когда человек имел несколько в своей жизни таких серьезных «любвей»... Но, все равно, здесь набор ограничен.

А христианская любовь может любить безгранично. Ее ресурс колоссален. Она включает в себя: радость от общения с людьми, которых ты любишь, очень похожую на ту, которая возникает при любви полов; стремление отдать и служить, такое же, как при настоящей любви; и многое другое. Это на самом деле огненный фактор нашей жизни, согревающий в холодной жизни отчужденных людей. Вот Запад, например, чем страдает? Мне очень многие западные люди говорят, что у них холодно очень жить. Все вроде там есть: в очередях не стоят, с кормом все в порядке, со шмотками тоже. А  - неуютно. У них есть замкнутость у многих, равнодушие друг к другу. Есть люди очень и там открытые, любящие. Вот мать Тереза Калькутская, она говорила, что пора совершить революцию любви, научить людей относиться с любовью друг к другу. Только это и спасет мир и цивилизацию. Без этого мир будет все время агонизировать.
Ну, и любовь полов к этому человека может подводить. Я все это вам рассказываю для того, чтобы вы поняли, что в ЭТОМ есть огромная внутренняя духовная красота, огромный смысл, огромное значение, в этом нет ничего низменного, пошлого. Если мы и опошляем это, то только по собственной вине. Если мы и делаем из этого какой-то фарс, то это мы отвечаем... И, наконец, если мы теряем это чувство, то тоже чаще всего виноваты мы. Просто от ветра любовь не улетучивается.

Конечно, я говорю это вам, многие из которых пережили только влюбленность, потому что вы все еще не имеете семьи. Но ведь это все произойдет. В каком-то весьма обозримом будущем. И мне хотелось бы, чтобы вы с любовью подходили к любви. С  благоговением.

К проблеме единства любви и секса относится очень важная проблема интимных отношений. Не случайно, совсем не случайно, что они связаны с потенциальным деторождением, потому что для человека интимные отношения, ласка друг к другу - она должна уже открывать как бы самое заповедное его души и его тела; но открывать это можно только тому, кого ты действительно глубоко любишь и кто любит тебя. А уж если любит - значит, несет ответственность за твою  жизнь и за возможных детей. И вообще, за все существование. Просто так половые отношения…  Почему церковь всегда смотрит отрицательно на половые отношения вне брака? Потому что они безответственны.  Они похожи на пользование друг другом, на постыдное, унизительное для человека использование друг друга. Для удовлетворения своей мимолетной чувственности.

Поэтому, даже несмотря, так сказать, на накал внутренних страстей, который у мальчиков бывает больше, у девочек - меньше - по-разному, мы все-таки должны очень сильно здесь держать себя в руках. Это окупится.  Окупится, потому что, вступая преждевременно в интимные отношения, вы обворовываете человека, которого будете любить потом; вы отдаете другим то, что принадлежит ему. Понимаете, в чем дело? У человека в половой любви ограничен запас. Не просто физически, а душевно тоже. И поэтому расходовать его надо крайне осторожно.

... И более глубокий эффект я наблюдал у людей, которые, встретившись рано, отдав друг другу все, не разбросав, не разбазарив, не имея целой цепи романов, - потом уже душевно обтрепанными, они приносят объедки своей возможности любви, приносят тому, кого хотят полюбить, но не могут. Сколько я таких людей знаю... Они живут под одной теперь крышей, коптят, им тяжело, бытовые условия не позволяют им разъехаться, дети, ну и так далее и так далее, - вы знаете, что я буду вам объяснять! Но, оказывается, они до того это все размотали. Размотали. И это становится с трудом  восполнимо или невосполнимо совсем.
Если вы видите у ваших родителей трудности, в семейной, личной жизни -  вы их любите все - вы должны из этого извлекать уроки, потому что негативный опыт - это тоже опыт. Это тоже опыт.  И, кроме того, вы должны понять, уже сейчас, что любовь и жизнь совместно - это и подвиг тоже. Это трудная штука, трудная. Очень трудная. И я бы сказал: к ней относятся прямо слова Христовы: «Кто хочет за мной идти, отвергнись себя, возьми свой крест, и тогда за мной иди». Это можно перефразировать так: кто хочет идти под венец, отвергнись себя, возьми свой крест и тогда иди. Но вы поймите это правильно; я вовсе не говорю, что надо идти как на каторгу.  Отвергнись себя - в высшем смысле. Побеждай свой эгоцентризм. А «возьми свой крест» - это значит: с радостью служи, как Господь нам служил (на кресте на своем(?) И тогда это будет песнь.

Есть тут еще одна дополнительная драма: возможность неразделенной любви. Это может быть и у ребят, и у девушек.  Вы этого тоже не бойтесь. Это тяжелое, это мучительное состояние, драматичное. Но человек должен изъять и выжать из него все, что он может. Половина произведений искусства было создано на базе неразделенной любви. Надо понимать, что вот если ты любишь кого-то, даже если не получаешь ответа, это уже - праздник, это уже - накал жизни.
Вот, дорогие мои, в двух словах я бы хотел вам сказать о главном.

(Короткие неясные реплики с хозяевами квартиры об отъезде).

...Так, Юра там стоит на стреме? Юра должен меня увезти сейчас. Вот. Но... лиха беда начало.  Значит, если вы не возражаете, я бы хотел вас всех увидеть.
Мне очень приятно, потому что я вас всех люблю. Поэтому мне приятно вас всех видеть. Если вы не возражаете, мы так вот время от времени будем здесь или где-нибудь встречаться и мы можем говорить на любые, волнующие вас темы. Общие, естественно. Вы сами знаете, когда у вас есть частные темы, личные темы, вы всегда можете ко мне приехать, и мы обо всем можем поговорить спокойно...

Вот такие дела...

Это было бы очень здорово. Может, прямо сейчас решить «когда»?

Можно прямо сейчас. Многое зависит от вас, от ваших академических дел, и когда у вас что. А я всегда приспособлюсь. Я думаю, что в следующий раз, когда мы встретимся, мы продолжим эту тему. Я предлагаю вам тогда обдумать: может, какие-то у вас на эту тему будут вопросы интересные, неясности общего характера. Хотя мне кажется, что я затронул все основное. Я еще раз подчеркиваю: понимаете, поскольку у нас все терзают, карикатурят, опошляют, мы в это дело сами втягиваемся, прочее...  Я хочу вам показать высшее, священное, божественное, прекрасное значение любви, как величайшего дара Творца. Но - всегда надо помнить, что это дар ОБЩЕНИЯ, общения двух, взаимопроникновение двух. Когда Бог создал женщину, по Библии, - для чего он ее создал? Не для размножения вовсе. А там сказано: «Нехорошо человеку быть одному. Сотворим ему помощника.» В этом смысл этой истории.
Ну что ж. Значит, вы подумайте. Мы можем сделать даже таким образом. Каждый из вас может написать записку о тех вопросах, которые вас волнуют и оставить у Лиды - мне передадут. Я в следующий раз, когда мы встретимся, я сразу же на них отвечу. Хорошо? Подумайте прямо сегодня. Вот, а когда встретимся, то вы решите сами.

Далее идет небольшой разговор о подробностях будущей встречи.

Встреча вторая

... Поскольку у нас сейчас время поста, время молитвы, мы сначала с вами помолимся.

 Господи Боже наш, Иисусе Христе! Благослови здесь всех собравшихся, ибо Ты сам говорил, Господи: «Где двое или трое собрались во Имя Мое, там Я посреди вас». Будь среди нас и в горе, и в радости, и в испытаниях, и в победах. Господи Иисусе Христе, дай нам Твою силу, дай нам Твою любовь, дай нам Твою милость и прощение. Аминь.

Ну, мы с вами в прошлый раз говорили о любви и обо всем, что с ней связано. Конечно, мы еще сегодня поговорим и об этом, но надо ясно отдать себе отчет в том, что вся жизнь должна стоять на твердом основании. Вы все хорошо понимаете, как бывает, когда все начинает колебаться. Так сказать, землетрясение души. Это и неприятно, это - и стыдно, потому что ты оказываешься под роковым влиянием каких-то чувств, смутных. То есть на самом деле - полная неуверенность. Завтра одно ударит в голову, послезавтра - другое. И сами, в общем, не знаете будущего, и вообще все кажется туманным. Поэтому есть три хорошо вам известные основания.  Это - молитва, милостыня и пост. Мы на них стоим.

Ну, милостыня значит милосердие. Это значит вообще отношения между людьми. Это, в общем, на самом деле то, с чего мы начали. Любовь, брак, секс, пол, прочее, - все это относится к сфере человеческих отношений.  Но вы все очень скоро узнаете, - да и сейчас уже знаете достаточно хорошо, что эти отношения тоже подвергнуты обстрелу. Странных, бурных, противоречивых чувств. Они оказываются такими непрочными, неглубокими; неглубокими, поэтому не удовлетворяющими. Дружба, настоящая, верная и прочная, любовь - настоящая, - оказываются редкими гостями в нашей жизни. Вот почему она такая тусклая.  Но начать надо с веры. Отношение к Богу человека, отношение его к ближним. Тогда уже пост. Пост - это отношение к себе, воздержание. Но не просто, там, что -  не есть мясо, а шлифовка собственного «Я».  Значит, что я здесь хотел сказать  самого важного? Понимаете, вера - это дверь, основа здесь. Первая основа. Это верность Богу и его пути.

Один человек говорил о себе (это у Достоевского приводится), что по утрам он встает неверующим, а к вечеру он становится верующим. Что это значит? Это значит, что утром, когда человек просыпается, часто у него работают только какие-то поверхностные, рациональные механизмы, - и только к вечеру душа раскрывается. Вы знаете, что так бывает, поэтому он так и говорил, этот человек.

Так вот. Истинная вера и  преданность нашему Творцу и Спасителю Иисусу заключается в том, чтобы оставаться ему верным, даже тогда, когда у вас нет какого-то мистического, духовного, какого-то религиозного настроения. Когда вы не зависите от него роковым образом. Один американский проповедник, когда рассматривал эту тему, он вспоминал стихотворение одного француза про Наполеона. Снег идет там, я помню, ночью, и едет император в своей треуголке на коне, и идут за ним солдаты, они ворчат, ворчат, ворчат, но все-таки идут за ним...  Это как бы такой классический образец преданности и долга. А этот проповедник говорит: если люди могли быть так преданны Наполеону, то почему же они не могут сохранить такую верность своему Спасителю, Христу, который нас ведет совсем иначе.

И второе. Второе - вере надо учиться, надо ее развивать. Вроде странная вещь: человек - либо верующий, либо нет. Нет, я сейчас имею в виду веру не как ВЕРНОСТЬ Богу, не как убеждения, а как чувство присутствия его в твоей жизни, и в любой. Понимаете, это чувство очень важно, - оно дает нам силу на самом деле. Оно нас оживотворяет. И оно не всегда приходит. Иногда бывает так, что мы вдруг становимся психологически материалистами. Все глухо для нас, и только то, что можно щупать, то еще нас как-то задевает. Это время надо переждать, перетерпеть, но все-таки учить свою душу открывать в Вечности здесь и теперь. Формально такой школой богоприсутствия является молитва. Но когда человек глух, у него душа очень суха, у него и с молитвой плохо. Душа человеческая здесь как инструмент. Если инструмент не настроен, он не может правильно играть. В этом весь ответ: вы запомните.  Когда вы чувствуете, что Бог далеко, что мы живем в материальном мире, - помните, что инструмент вашего духа расстроился. Поэтому он фальшивит, и гундосит, и ничего не может играть. Существует здесь некоторая настройка души.

С чем связана ее сила? Как со всяким упражнением, - с систематичностью. Если человек раз в месяц вдруг почувствовал такой прилив духовной силы и молился, а потом месяц ходит так, как будто Вечность от него за тысячу верст, он, конечно, не продвинется. А надо, чтобы в сутках, которые имеют 24 часа, мы отводили себе хотя бы пять-десять минут для внутренней духовной практики. На самом деле это все очень просто. Определив такое время, каждый из вас должен быть готов услышать Бога непосредственно. Для этого надо, ну, идеально, конечно, иметь свободный уголок, где никто вас не будет дергать. Каждый из вас должен продумать, как это технически возможно. И придя в этот уголок, на пять-семь минут, не больше, не больше, постараться заставить замолчать шум, который у нас происходит в душе. У нас там мелькают мысли какие-то, образы какие-то, воспоминания, какая-то мура, она бежит - бежит – бежит, вся эта каша… Остановите. Дайте им улечься. Как будто все взболтано, как в стакане; все это начинает оседать - и надо вслушаться в Бога, в тишину, которая здесь наступила. Всегда помните, что Бог говорит свое слово в молчании.

И почувствуйте, что Он может тебе что-то сказать; ты только Его не слышишь из-за внутреннего шума. ... Пять- семь минут сосредоточенности  через месяц - другой дают результат. Человек становится способным на внутреннюю жизнь. Ну, вы все знаете: мы живем внешней жизнью, болтаем, общаемся, учимся, ходим туда-сюда, вроде один на один с собой почти не бываем. Себя не чувствуем и не видим. Все время бежим. Остановиться на минутку у нас нет возможности.
Так вот, поскольку наша жизнь внешняя, и учеба, и домашние дела, и общение с людьми, с друзьями, с товарищами нас все время тащат по жизни быстро, - мы должны, чтобы это скомпенсировать, уравновесить, все-таки всегда помнить, что есть такой миг, короткий в сутки, когда все пусть лопнет, но Это - останется.
Мне рассказывал один человек, он был на Западе где-то, не помню, во Франции, кажется. ...В обеденный час люди едут в транспорте, вдруг все вынимают бутерброды, начинают жевать... и даже водитель останавливается. ...В этом что-то есть: люди находят время для того, чтобы традиционно позавтракать.
Тем более мы можем найти время, чтобы слегка подпитать свою душу. И то, что делается от случая к случаю, то, что делается вот так - без системы, действует плохо. А действовать должно.  Потому что вот этими способами: самоуглубленностью, размышлениями, умением собрать свою душу как бы в один кулак  - мы ее готовим для того, чтобы благодать ее господствовала... вплоть до такой степени, что вы, испытывая какие-то затруднения в решении проблем, спокойно можете обращаться к Богу, и он ответит. Он отвечает всегда. Только надо слушать Его. Мы не слышим. Понимаете, это особая реальность, надо на нее настроиться. Мы же вот не слышим сейчас радиоволн, которые проносятся через эту комнату; если бы тут был радиоприемник, то мы бы расслышали. Он бы нам дал это. Так мы и есть этот приемник - наша душа. Если приемник испорчен, то что мы можем поймать? - Ничего.

Конечно, очень серьезное внутреннее. Но, если кто-то из вас хочет быть сильным, как мальчик, если хочет быть изящными, как девушки, кто-то хочет быть, так сказать, спортивным, - вы для этого знаете средства и не пожалеете времени, чтобы какие-то делать упражнения. Правда? Но для того, чтобы подготовить свою душу к самому главному, чтобы она была открыта к Божьим лучам, чтобы его слышать, то для этого тем более надо те или иные элементарные упражнения, которые есть. А подготовиться - очень важно, потому что мы рас-кон-цен-три-рованы.

Вы все равно не запомните, - я сделаю выписку и напишу вам схему маленьких упражнений для концентрации сознания. Раздам карту, написанную; и вы просто для себя сами можете каждый день в течение нескольких минут это делать. Вот так мы договоримся. Это будет... Не то, чтобы Бога можно вызвать таким образом. Он тут есть, всюду... А себя настроить на его присутствие.

Ну, о любви мы с вами говорили уже; не только о любви сексуальной, мужчины и женщины, но и вообще о всякой человеческой любви, христианском добром отношении к людям. Мы сейчас к этому вернемся, это уже по вашему желанию.

...И третье - это пост. Еще раз скажу. Речь идет не о том, как соблюдать пост, - вы все это знаете. А речь идет о том, как ковать самих себя. Вы все хорошо помните известное изречение французского скульптора, Родена. Его спросили: «Как вы делаете скульптуру?», - он сказал: «Я беру камень и убираю все лишнее. Там же, внутри его, заключена скульптура». Так вот, это мы такие камни.  Наносное, инфантильное, негативное - все такое убирается, убирается, убирается. Вот так вырисовывается фигура. Это не значит, что таким путем можно вообще довести себя до состояния идеала, но шлифовать необходимо.

Сколько прошло через меня людей, которые, потому что они не умели удерживать свой язык, они разрушали свою семью, они ломали отношения на работе, они рвали со своими друзьями. Приходит ко мне недавно человек: «Где же мои друзья?» - говорит эта женщина. «У меня было столько их, здесь у нас в приходе». У нее отваливался один за другим... контакт. В конце концов, она осталась как пень -  одна. И мужа потеряла, и всех. Полное одиночество. И очень горько и трудно мне было намекнуть ей, - прямо я сказать не хотел, потому что она бы опять начала (роптать - ?, неразборчиво очень),- не то чтобы она сама … Но, она же все разрушила своими руками. Она трудилась над этим. Чтобы испортить  здесь отношения. Помните, была басня Крылова, когда волк забежал в деревню, - за ним собаки гнались, - и он к коту обратился: куда мне спрятаться? - Он говорит: вон,  иди к Ивану. - Я у него съел овцу.  - Иди к тому. - Я у него зарезал теленка. В общем, оказалось, что он перед всеми виноват.

Так что тут у тебя - такая-то и такой-то. - А я с ними поругался. А с этим мне сложно. - И получается, что все кругом обломано.  Но самое глупое, нелепое и обидное, что мы об этом узнаем, лишь когда достаточно поздно. И мое желание и задача здесь, чтоб вы не повторяли тех глупостей, которые делают люди. Чтоб вы своевременно останавливались и контролировали себя. И замечали, и... не повторяли горького опыта. Он и так у вас будет - горький опыт.  Жизнь есть жизнь. Но то, что можно не повторять, - это замечательно. Лучше избежать того, что лучше не делать. Вот три основных вещи. А теперь вы мне сами скажите, что вас волнует всех вместе и в отдельности...

Я прямо сейчас поползу по часовой стрелке. Вот Света на меня смотрит  гипнотизирующим взглядом.  У тебя есть что-нибудь?  Или, между прочим, конечно, если есть что-то такое, что не очень хочется говорить вслух, то не говорите. Это можем решить tet-a-tet. Ну, а что такое вот «общее»? Ну, а если в данный момент - - нет, то как в игре – мимо, поэтому... Сейчас нет... Вот какие счастливые.

(Здешний руководитель группы, Владимир Лихачев, объясняет, что ребята немного робеют, потому что не у всех сложились открытые отношения с родителями, в силу различных обстоятельств - неразборчиво немного).

Друзья мои, конечно, печально, что ваши родители не безбожники, не алкаши - не то, не се. Конечно, если бы они были таковыми, у вас было бы чувство протеста, и вы под знаменем протеста были бы одухотворенными,  воздержанными и так далее... Но вам сильно не повезло. (Смех). И надо из этого положения как-то выбираться. Но как? Тут есть два очень важных ответа. Очень важных. Один общий, другой частный. Общий ответ заключается в том, что необходимо экстренно взрослеть. Просто необходимо. Понимаете? Вот эти антиродительские комплексы - это наследие переходного возраста, и когда человек не становится взрослым, у него сохраняются все комплексы. Значит, он остался инфантильным. У него Эдипов комплекс и всякая прочая чепуха. Хотя это прекрасно можно избежать. Значит, если вы будете стараться, - это трудное задание: стараться быть взрослым, - и не смотреть на маму и папу, как на некий такой репрессивно-карательный инструмент, который, как бдительный полицейский, в оба следит за вами... Конечно, они прислеживают за вами... И потом: вы же должны считаться, раз вы живете, так сказать, одним домом, - просто по-человечески понимать, что, может быть, у них и настроение свое и свои проблемы.
Вы знаете, это жутко трудно. Трудно, потому что все дети только ориентированы доить, так сказать,  и воспринимать все так...  Мне одна художница сказала: «Ну, мои родители, так сказать... Они на нас не смотрят, они живут своей интересной жизнью», - сказала она с горечью. С горечью. Если бы они жили неинтересной жизнью, а только квохтали бы  над ними - над детьми, они бы тоже пренебрегали, но родители сообразили вовремя и жили своей интересной жизнью. На самом деле вы должны понять, что у родителей ЕСТЬ своя жизнь. Есть. Если бы вы не родились, они жили бы прекрасно, и у них были бы свои проблемы, свои цели. Они - не приложение к вашему существованию. И вы - не приложение к ним.  Вы - самостоятельные единицы.

Как можно преодолеть все комплексы? Ну, общеизвестно, что любовью, но это - слово. А первое - повзрослением. Только повзрослением. Только. Потому что, когда у нас работают детские капризы, детские комплексы, мы же невыносимые существа. Я понимаю, что вы сдерживаетесь среди друзей, среди сверстников, и вы выглядите вполне взрослыми. А домой приходит сопливое, капризное существо, которое, оказывается, еще не созрело, и всю свою сопливость предъявляет, как билет, папе-маме. И тут действительно очень, кажется, так сказать, странный контраст: иногда, - когда друзья или сотрудники приходят домой и вдруг видят вас в совсем другой ипостаси. И иногда не в лучшей, чаще всего.

Только, на самом деле, жизнь духовная может нас над всем этим поднять. ...Как с этим справиться? Как следовать совету Евгения Онегина, когда он сказал Татьяне: «Учитесь ВЛАСТВОВАТЬ собой».  Правильно сказал. Это нам всем урок. Она и училась. Между прочим, она и училась, Татьяна. Она и властвовала до конца, потому и его прогнала впоследствии. Если бы она не умела властвовать…

...Вот. А есть другой момент. Это вот повзросление - это один способ. Как, так сказать, изменить взаимоотношения. А другой момент связан просто со стилем нашего поведения общим. К сожалению, я должен вам признаться, что вот девушки молоденькие, которые хамят матери и отцу, убежденные, что они не будут хамить своему другу, жениху, приятелю, мужу, - принесут ему весь этот мусор. Переносят на него и потом закладывают динамит в здание собственной жизни. Это касается и юношей тоже. Молодой человек, который ни во что ставит свою мать, потом ни во что ставит свою подругу, жену. Понимаете? Ars vivendi - «искусство жизни» начинается в этих домашних условиях. И напрасно вы думаете, что вот: ну ладно вот, здесь-то я пофырчу, а там я буду...,  здесь я маленький дьявол, а там буду большим ангелом. Нет, это не выходит. Не выходит. Все начинается здесь, «не отходя от кассы». Вот почему так много детства у нас среди близких людей, потому что «каким  в колыбельке, такой и в могилке». Вот научились дома чудить, капризничать, хамить, и прочее – неотвязно, cтиль уже возникает, стиль отношений, стиль слов, стиль интонаций. И вы с этим стилем, как бы вы ни ломали комедию перед тем, кто вам дорог, точно - это все равно все вылезет. Все равно будет видно, что вы неискренни, а только раздуваетесь как лягушка перед волом. И вылезут ушки, и вылезут рожки.

...Кроме того, важная вещь - мистическая.

Вл. Лихачев объясняет, что для ребят это пока не совсем ясно и понятно, что поверить в то, что говорит о.Александр, очень  трудно.

Да, конечно…Конечно, это может показаться далеко. Вот...

Но... я должен постараться войти в эту психологию. Потому что для меня все едино, потому что ваши родители у меня появились, будучи такими же молодыми, как и вы. Я и не успел заметить, понимаешь, кто когда повзрослел, постарел, вырос. На самом деле, поверьте - все одно!  Что вы чудили, - вот они так же чудили! Что вы с родителями - фыр-фыр-фыр, - так и они - фыр-фыр. (Смех). Все это, как Екклезиаст говорит: вот, вот это новое что-то! - нет ничего нового под солнцем!  Ничего, ничего нового под солнцем. Если вы хотите нового, это значит, надо взять жизнь в руки. А так!.. ничего не устаревает. Вот то, что сейчас вас волнует, - и их волновало совсем недавно и, может быть, до сих пор волнует. У вас совершенно одинаковая жизнь.  Ну, чуть-чуть музыку не ту слушаете, - но ведь от этого, как говорится, ни один лишний волосок на черепе не прибавится. Они слушали другую музыку - и все. Они балдели тоже, по-другому только. Какая разница.  Я хотел сказать о другом, что это касается наших отношений не с родителями, а с Богом. Надо избавиться от инфантилизма в этой области. Потому что психология нас учит, что очень часто в сознании подрастающего поколения Божественное отождествляется с матерью и отцом. Ну, так - бессознательно. Тем более, что мы Господа называем: Отец. Раз отождествляется, это и хорошо, потому что это объект любви, это и плохо, потому что, не налаживая отношений с родителями, у нас с Богом такие отношения сложные получаются - мы переносим, это перенос. Но вы должны запомнить одну ясную, четкую вещь. Когда вы получили ОСНОВЫ веры от родителей, вы еще с Богом не вступили в личные отношения. Вот это называется традиция, когда отец и мать открыли вам божий путь, исходный.  А вот когда вы сами откроете его, - он к каждому приходит совсем по-особому, - когда у Вас возникнет вот это чувство присутствия и собственный ключ, собственное ощущение и понимание, вот тогда все главное решится.

У каждого человека вера своя. Но вы поймите правильно: я ведь не имею в виду, что у каждого человека какая-то своя религия. Но, вот скажем, сидит в зале консерватории и слушает музыку пятьсот человек. Уверяю вас, что каждый слышит по-разному. Объективно: если б вот тут стояла записывающая аппаратура, - она записала бы музыку в прямом смысле. А субъективно: каждый человек воспринимает ее по-своему. Так и Благодать Божья: она должна по-своему осветить душу каждого из вас. Вот встретиться с Ним надо самому лично. Пока этого не произойдет, - вы еще живете в ТРАДИЦИИ. В Предании христианской церкви. Это не плохо, но это еще не все.

Вот вам сравнение. Когда великий художник учился у своего учителя - мастера, он подражал ему, мастерски подражал. Но в тот день, когда у него явился свой стиль, он... стал Мастером сам. И вот, надо искать свой путь к Богу, и тогда можно будет найти путь, общий с родителями.

Наверное, вам кто-нибудь говорил о схеме преподобного аввы Дорофея, на которой так и начертано, что Бог есть центр круга, а люди -  радиусы. И по мере их приближения к центру они сближаются: радиусы сближаются, от периферии к центру именно, они сближаются между собой. И чем ближе мы к Нему, тем ближе мы, в конечном счете, друг к другу. Когда мы далеки от близких, от семьи, от родителей, от друзей; чем дальше мы уходим, тем дальше мы от Бога тоже. Что касается там ваших друзей и пр. и пр., то это не то, что надо противопоставлять, понимаете, когда говорят: одно дело - семья, другое дело друзья, - нельзя противопоставлять вдох и выдох. Это - твой дом, а это - то... Они живут во взаимодействии друг с другом. Как вдох и выдох. Нельзя же вдохнуть и не выдохнуть, и наоборот.

Так вот: искать собственного внутреннего стиля. И в отношениях, и во всем. И «Учитесь властвовать собой». Даже если мать что-то говорит не то, не забывайте, что и у вас, может быть, в сорок лет будет усталость большая, и обремененность проблемами большая, и раздраженность большая. Зачем же быть рабами? Не терять голову. Потеряешь голову - все потеряешь.  Невозмутимость. Вот Ира у нас невозмутима, это у нее от природы. А кое-кто из вас - нет, вам труднее придется

Но все равно, все равно. Я знаю людей не спортсменов и не спортивного типа, которые стали мастерами спорта. Выходные данные человека еще ничего не значат. Их можно не употребить в дело.  Совсем...

А что, у вас у всех большие трудности? Или Владимир Николаевич так сгустил тучи?

- Лихачев: Нет, я думаю, что я на пятьдесят процентов прав.  - Ну, что, Серж, у тебя мать одна, отец, так сказать, вдалеке, ты уже решил и эти проблемы. Ты уже вообще взрослый мужик: ты можешь к матери относиться покровительственно, как джентельмен...  (коротенький разговор с мальчиком, неразборчиво). Взрослый сын -  это покровитель матери. Покровитель матери... Ну, вы понимаете, в каком смысле. Помощник и покровитель.
У вас ведь тоже проблемы какие-то? Ну, отрегулировалось?

Ответ: - У меня? Средне. - Средне... Но не надо ждать, пока отрегулируется. Надо регулировать самому... Это поле - экспериментальное. Экспериментальное...

Господи, Боже мой! Все умеем! Читать, писать, считать, лепить, рисовать. Жить - нет. Жить - нет. Дефицит. Дефицит... (Большая пауза). Но этому всему можно научится. Можно, можно вполне. Даже если это и трудно иногда бывает. Главное, помните вы, и ребята, и девушки, что, решая эти проблемы сейчас, вы готовитесь к тому, что будет завтра. То, что будет уже вашим кругом, вашей семьей.  Не научитесь сейчас, тогда уже будет поздно. Будете похожи на ту девицу, которая сказала: «Зачем мне готовить? Вот выйду замуж, тогда научусь». Не научилась. Не научилась. И была беспомощна.  И ее близкие стыдились немножко. Что она такая безрукая. И ей было тяжело. «Лошадей на переправе не меняют». Надо заранее все делать. Учиться надо сейчас, пока есть возможность.


(К сожалению, плохо слышимая речь Вл. Лихачева. Суть: почему надо сейчас, пока есть силы, учиться).

- Дело в том, что теперь, когда пойдешь в институт, то, в общем-то, там берут под ручки под белые и потихонечку тащат. Чем это нравится, почему? Вот это я объясняю, почему это не так кажется привлекательным. Потому что наступает сессия, идут зачеты, - НАДО  делать, тебя, как... : знаете,  вот на ВДНХ, когда этих …приводили быков больших, я помню, - ну,  у них протыкали нос и тут кольцо было; быки животные такие - агрессивные, и чтоб они не бегали, не швыряли советских граждан, с ними ходили рядом быководы, и если бык что-нибудь не так.., - дергали, а это болезненно. И ему сразу как-то.. И так его можно было вести прямо, его так ведешь, - он так и идет. Значит, институт: тут зачетная сессия, потом экзамены, потом надо что-то написать... И ведут. Ведут, за это держишься.

В духовной жизни действует закон свободы. «В нос кольцо тебе проденут, платье новое наденут» - этого нет. Этого (со смехом) нет. ЭТОГО НЕТ. Здесь просто такое невозможно. Нам нужен стимул, понимаете, а это - не стимул. Кто из вас знает, что такое «стимул» в первоначальном значении этого слова? (Длительное молчание).  Это мало кто знает, - я вас спрашиваю на всякий случай. Ну, кто? Вы не стесняйтесь: этого почти никто не знает действительно. Первоначальное значение этого слова утрачено в нашем языке. И оно означает «побуждение». Сильное побуждение. Но в латинском языке это была: палка - «стимул». Палка, которой погоняли ослов. Небольшая такая штука. (Смех).

Вл. Лихачев: - ... Вот если бы вы им сказали: «Выучить от Матфея пятую-шестую главу, отмолиться, там, в неделю сто минут, суммарно. Об исполнении доложить». Это бы еще делалось, но то чтобы с удовольствием. Но вы-то предлагаете совсем... (неразборчиво, т.к. вступает в разговор о. Александр).

- Мы уже договорились, что я им дам упражнения, написанные для каждого. А потом мы обсудим через месяц, как это получается. Вот утренние упражнения.  Это будет давать эффект круговой. В сфере не только молитвы самой, - в сфере сосредоточенности, воли, восприятия окружающего мира, отношения к людям. Ступенька за ступенькою. Напишу - передаю. Месяц каждый день употреблять. Потом - следующая ступенька.  И вы почувствуете огромную силу внутреннюю, понимаете? Вы сможете сказать НЕТ там, где нужно сказать НЕТ...


(Обрыв записи, конец пленки).